Издательствам -> Редактору школьного издательства на заметку
Юнкор: стоит ли «делать» из него профессионального журналиста…

Поделись с друзьями!

Г.М.Петрова (г.Краснокамск),
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,
член Союза журналистов РФ, практикующий журналист,
председатель ПРО ООДО «Лига юных журналистов»
 
Обучающие программы дополнительного образования нацелены на развитие у детей тех или иных его талантов, способностей. Предполагается, что обучаемый получит определенные программой знания, умения и навыки. Если мы говорим о шитье мягкой игрушки, то в конечном итоге, каждый ребенок должен уметь правильно подобрать ткань, разложить выкройки, стачать и сшить игрушку. Если мы говорим о юннатах, то к определенному времени ребенок должен знать классификацию животного и растительного мира, чем кормить и как ухаживать за тем или иным животным или растением, как собирать и составлять гербарий, как свести до минимума ущерб природе и ее обитателям.

И, наконец, юнкоры, о которых далее и пойдет речь, а точнее, речь пойдет о знаниях, умениях и навыках, которыми должен или не должен владеть юнкор. В своей статье я хотела бы не только ответить на этот вопрос, но в большей степени мне хотелось бы и самой разобраться, какие задачи должен поставить педагог при составлении обучающей программы для юнкоров, чему в первую очередь необходимо учить детей, которые, возможно, станут в будущем журналистами, а, возможно, и нет. 

Но прежде всего ответим на вопрос: кто такой юнкор? Юнкор – это подросток, который хочет попробовать свои силы в профессии журналист. Слово "попробовать" здесь определяющее, поскольку очень часто происходит подмена: желание юнкора (хочет попробовать) на желание педагога (обязан научиться). Обычно записаться в юнкоровское объединение приходят ребята по сути своей любознательные, активные, интересующиеся событиями в классе, школе, городе, в стране. Совершенно нормально, что такой ребенок и сам оказывается в гуще этих событий. Он может с легкостью найти тему для своей будущей статьи или небольшого материала типа новости или зарисовки на определенную тему. Такому ребенку мало самому быть в гуще событий, ему мало рассказать о том, что узнал сам, друзьям и близким. Самым оптимальным для него является возможность реализовать свои способности в средствах массовой информации: от статьи в школьной газете или городском печатном издании до школьного радио или городского телевидения.

А теперь, опираясь на вышесказанное, попытаемся ответить на вопрос: что должен знать и уметь юнкор и какими навыками владеть? Все, как в случае с мягкой игрушкой, просто. Юнкор должен знать основные жанры публицистики, разбираться в стилях письменной и устной речи, уметь применить те средства художественной выразительности, которые соответствуют центральной идее материала, над которым ребенок работает. К второму-третьему году обучения юнкор должен, не задумываясь над стилем, языком и средствами выразительности, написать материал, в котором видна и авторская позиция, и замысел, и интрига, и художественная изюминка. Звучит очень красиво, но было бы так и в жизни… Как правило, юнкор и к концу второго года, и концу третьего все также пишет статьи в стиле «А`ля школьное сочинение». Вопрос «почему?» мучает всех, кто занимается с юнкорами, и особенно педагогов, которые в общеобразовательной школе ведут дополнительные кружки или факультативы – это, как правило, учителя русского языка и литературы и реже учителя информатики.

К этому же вопросу пришла и я в свое время. Работая в обычной городской газете, я вела молодежную тематику. Творческая группа редакции поддержала мое предложение выпускать не детскую, как было первоначально, а подростково-молодежную газету. Так в нашей редакции появились юнкоры, а в газете – подростково-молодежное приложение «Тандем».
В первом наборе среди юнкоров были и будущие серебряные и золотые медалисты, и студенты филфаков и юриспруденции. И мы вместе создали и успешно выпускали газету в газете «Тандем» более двух лет. Уже на второй номер стали приходить письма от читателей. Среди них в равной степени и подростки, и взрослые, причем, последние стали активно подсказывать, на какие темы еще в нашей газете не было статей. Спрос рос, а ребята по-прежнему писали сочинения на заданную тему.

Да, газета полюбилась читателям, а я с ужасом понимала, что эта любовь дана нам авансом, что придет время, когда избалованный читатель станет сетовать на качество содержания. И тогда я пришла в наш городской Центр детского творчества с просьбой о методической помощи. Мне предложили по совместительству вести в Центре кружок «Юнкор», а заодно пообещали методическую помощь. Но все оказалось не так уж просто. На деле выяснилось, что составлять программу придется полностью самой, поскольку подобную программу найти не смогли. То ли на самом деле их не было, то ли педагоги не хотели делиться своим трудом.

Но одна перепечатка, которую мне по большому блату где-то достала и передала главный редактор одной из областных газет, ко мне все-таки попала. Это была программа для юнкоров 9-11-х классов какой-то Санкт-петербургской школы, которая набирала и готовила в течение трех лет учащихся одного из классов для поступления в ВУЗ на факультет журналистики. Прочитав программу, я поняла, что это не мое. Можно было бы взять из нее некоторые темы для лекций, некоторые задания для практических занятий, но все упиралось в концепцию программы, которая мне совершенно не понравилась.
По концепции Санкт-Петербургской программы учащихся готовили к поступлению на журфак, что определяло не только цели и задачи, но и основной род деятельности, который замыкался на выпуске школьной газеты и посещении факультативов. Темы были сухи и неинтересны. Отследить динамику развития творческих способностей у обучаемых было невозможно, поскольку сама программа строго определяла границы обучения: теоретические знания плюс шлифовка мастерства. Детей по этой программе готовили, скорее всего, сразу к работе, чем к поступлению в ВУЗ.

В общем, такая программа мне не подходила, потому что у меня не было цели всех детей, что пришли попробовать свои силы в журналистике, ориентировать на поступление в ВУЗ на журфак.
Я размышляла так: поскольку педагог первоначально не знает, как впрочем, и сам ребенок, пришедший в объединение, есть у него способности к журналистскому творчеству или нет, то программа «Юнкор» должна быть ориентирована на детей, у которых просто есть желание заниматься этим родом деятельности. По-моему, это и есть тот самый главный мотив, на котором педагог должен строить образовательную программу для юнкоров, если это, конечно, не класс с заведомо профессиональной подготовкой. Отсюда вытекают самые главные критерии, которые необходимо учесть при составлении программы.

- Во-первых, для начала ребята под руководством педагога должны найти свой собственный стиль, научиться мыслить неформально, а не писать шаблонные сочинения. Это, по-моему, важнее, чем напичкать ребенка общими теоретическими знаниями и дать в руки ремесло.

- Во-вторых, печатный орган (а мы сегодня говорим только о печатных СМИ), который ребята выпускают как продукт своей деятельности, должен стать рупором детского слова, а не взрослого. Очень часто именно так и случается, когда взрослые, заигравшись, так сильно входят в раж, что напрочь забывают, что первоначально газета была создана для детского читателя, значит, и говорить с ними должны сами дети.

- В-третьих, над обучаемым не должна висеть тяжким бременем мысль о том, что он в будущем непременно должен выбрать профессию журналиста, т. е. поступить на журфак, выучиться, устроиться на работу и всю жизнь проработать журналистом, возможно, по ошибке или под общий ажиотаж, избрав данную профессию делом своей жизни. Другими словами, хотелось бы, чтобы каждый юнкор был волен выбирать свой путь, а участие в юнкоровской деятельности просто помогло ему в жизни, а чем именно, ребенок потом сам поймет.

- Четвертое, и, пожалуй, для меня как для педагога-воспитателя, самое главное. Юнкоровская деятельность должна помогать личностному росту ребенка, пополнению его внутреннего мира морально-нравственными качествами, которые в дальнейшем помогут ему стать не журналистом, а, в первую очередь, хорошим человеком.

Остается вопрос, как именно этого добиться? Другими словами, какова концепция моей программы. Сразу хочу договориться со всеми, в ком эта статья вызовет желание поспорить с автором. Пожалуйста, спорьте. Буду очень рада принять любые комментарии, вопросы и советы, поскольку и самой интересно не только попытаться ответить на ваши вопросы, но в дальнейшем усовершенствовать свою программу.

Итак, моя программа рассчитана на три года. Каждый год обучения преследует свою цель в образовании и единую цель в воспитании.
Основная цель воспитания – формирование у воспитанников активной гражданской позиции и личностный рост через участие в общественно-полезной деятельности и сбор информации для выпуска газеты, который является рупором подростково-молодежного мнения.

Другими словами, это две самые глобальные воспитательные цели программы. Первая – воспитание качественно нового поколения журналистов, которые придут во взрослую журналистику по внутреннему убеждению и в согласии с собственными желаниями. Такой журналист будет писать не в угоду моде и спросу праздной публики, а, пытаясь оказывать влияние на общественное мнение и формируя у читателя активную гражданскую позицию. Вторая – воспитание качественно нового союзника средств массовой информации. Ведь ребята, которые выбрали какую-то другую профессию, будут знать, как взаимодействовать с прессой, сумеют определить достоверность информации, отделяя правду от лжи. Именно они станут первыми читателями, формирующими спрос на правдивую прессу.

Об образовательных целях поговорим подробнее. Программа составлена таким образом, что на каждом году обучения преследуется разная цель, но сами цели как бы сами собой вытекают друг из друга.
Первый год обучения – развитие литературных навыков через:
- выявление имеющихся способностей;
- обучение приемам литературного воздействия на читателя;
- развитие коммуникативных качеств и этики общения.

Второй год обучения – развитие журналистских способностей на основе литературных навыков, полученных в первый год обучения, через:
- обучение приемам журналистского воздействия на читателя;
- развитие коммуникативных качеств и навыков общения с респондентами.

Третий год обучения – развитие журналистских навыков, на основе выявленных журналистских способностей, через:
- применение на практике приемов журналистского воздействия на читателя;
- развитие коммуникативных качеств и навыков общения с респондентами; 
- более глубокое изучение журналистики путем исследовательской деятельности.

Как-то в беседе с лидером молодых журналистов Свердловской области летом 2004 года мне указали на одну из ошибочных целей моей программы, на то, что невозможно журналистские способности развивать на базе литературных навыков. Свое пояснение я тогда построила на том, что ребята этого возраста еще не разделяют литературу и журналистику. Для них все, что напечатано, есть литературное творчество, а публицистика – это то же литературное творчество, только другим языком. Примитивно, но именно так объясняют подростки. Если мы говорим об образовании, основанном на личностно-ориентированном подходе, то стоит учитывать то, что думают об этом сами подростки, тогда значительно легче будет формировать область их новых знаний.

И сегодня, спустя два года после этого разговора  я не откажусь от своей концепции. Новым аргументом могу рассматривать и тот факт, что программа дает результаты. За эти пять лет наше объединение стало активным участником возрождения юнкоровского движения в Пермской области, а также инициатором создания своей подростково-молодежной профессиональной организации – Лиги юных журналистов. Именно нашей программой заинтересовались руководители других юнкоровских объединений, и не только потому, что видят результат. На одном из последних семинаров для руководителей юнкоровских объединений моя программа нашла отклик у других педагогов, которые увидели в ней решение своих проблемы и ответы на свои вопросы. И, прежде всего, в той части, где указано, что программа ставит развивающие цели, а не получение голых теоретических знаний.

Мы забываем, что юнкоры и юнкоровская деятельность – это, прежде всего, социальный вид проявления активности подростков. Только малая часть юнкоров – потенциальный авангард для взрослой журналистики, остальные – будущие союзники, понимающие и знающие проблемы прессы изнутри. Этот род деятельности – своеобразная игра, игра прикладного характера, очень полезная по своим целям и задачам, но всего лишь игра, которая поможет немногим избранным связать свою взрослую жизнь с журналистикой.

Это, конечно, хорошо, когда подросток назубок может ответить, что такое аналитическая статья, или перечислить все информационные жанры. Только все равно ни один профессор с кафедры журналистики не будет удовлетворен качеством вашего преподавания. Есть мировая практика обучения студентов журналистскому мастерству, и наша самодеятельность пользы ребенку (при таком подходе: привитие теоретических навыков), поверьте, не даст никакой. Ведь потом педагогам журфаков приходится не просто переучивать доставшегося ему юнкора, а ломать стереотипы, которые мы успели ему дать за два-три года. Куда лучше, если подросток просто научится размышлять и излагать свои мысли на бумаге, причем, это будет его собственный авторский стиль. И если при этом он будет знать, как отличить ту же аналитическую статью от репортажа или очерка, тоже хорошо.

Рекомендуем также

Открытие проектной недели.

Открытие проектной недели в школе уже второй год подряд ...
2 64 0

Изобретение строкоотливных машин

Вплоть до начала XIX века изготовление литер и набор ...
5 916 0

Стратегия развития школьного издательства

Дорогие коллеги, пусть не все ваши юные журналисты, ...
13 966 7

Комментарии


мне очень понравилось
или Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.
-1271999999.9957